Мои нелетающие друзья, некоторые из которых уже стали летающими, часто задают мне вопросы, о том, как я дошел до такой жизни, и я рассказываю ..., а потом снова ..., снова ..., следующему ... Так появилась идея зафиксировать историю моего становления на крыло в этих строчках, пока воспоминания еще свежи и подробны, и желание поделится с окружающими своими радостями еще не угасло.

А.Ю. Смолин.          

Начало полета.

        А началось все с того времени, когда  вдруг выяснилось, что все горы в Узбекистане  расположены вдоль государственных границ, и углубится в них на расстояние, достойное называться туристическим маршрутом, становится все более проблематично. Когда из очередного маршрута группу спустили вниз пограничники, я понял, что занятия горным туризмом, которым мы с женой посвящали свое свободное время, тихо окончилось. А чего-то такого, все-таки хотелось. В свои сорок пять мы еще не готовы были сидеть у камелька и нянчить внуков по воскресеньям, радуясь визитам выросших детей. Тем более, что дети живут вместе с нами, а этого разбойника - нашего внука в воскресенье удержать дома не намного проще, чем нас самих. И были выезды на природу, на рыбалку и исторические центры ... и все это было не то, хотя .. интересно, конечно ...
       Парашют, которым можно управлять. Я знал о существовании такого, но никакого интереса он у меня не вызывал. Экстрим, как средство выработки адреналина, всегда казался мне, ну мягко говоря, глупым занятием. Все наши походы, занятия аквалангом и экскурсии по историческим местам воспринимались, как отдых, как отстраненность от ежедневной рутины, от загазованных городов и нервных срывов, как  расширение границ мира, средство понимания его красоты ... И тут парашют. Приехали, батенька! Со свистом летишь вниз напряженно ожидая рывка строп, затем хлопок, удар, тишина. И ты с громадным облегчением висишь под куполом, радуясь тому, что уцелел! Больше ничего сделать не можешь, кроме как отвернуть немного туда или сюда, в чем собственно и заключается "управляемость". Ну адреналина, конечно, валом! Так представлялось. Наверное я не совсем прав, пусть простят меня парашютисты, но так мне представляется и до сих пор...
        В самом начале лета 2003 года, я мирно смотрел по телевизору канал Дискавери, и увидел параплан. Тогда я и осознал то, что параплан - не парашют! Он мог лететь! Это было, как шок - он умеет летать! Лететь вверх и вверх и вверх! Не вдоль склона, в ближайшее ущелье, пугая впечатлительных коров и женщин, не со скал в пропасть, леденя кровь случайных зрителей, -  вверх!  Пилот изящным движением поднял крыло, сделал несколько шагов к склону, и ветер мягко поднял его в небо. Икар, как ему не повезло - он родился на три тысячи лет раньше времени. Как не повезло мне, я родился на двадцать пять лет раньше, чем нужно. Когда мне было двадцать, шел 1978 год и крыльев у человека не было. А в сорок пять учится летать поздно... Или не поздно ??! И я полез в интернет - как, где, у кого можно, ну не научиться даже, а просто посмотреть, как люди летают, кто летает? Где?  А летают то, оказывается, не только в Дискавери, летают у нас. В России, Украине, Казахстане и Литве! И много где еще! И в Узбекистане! Мало, совсем мало летают в Узбекистане, но их полеты можно посмотреть, их можно увидеть и поговорить! И среди них есть люди, которым далеко за сорок! Тут я успокоился. То есть совсем. Я уже знал - я полечу. Нет, может быть мне это не понравится, кто из нас уютно чувствует себя в пассажирском кресле взлетающего самолета? Будет слишком страшно, или найдутся тысяча других, пока неизвестных мне причин, но свой первый полет я обязательно сделаю.
        В интернете нашел адреса двух ташкентских пилотов. Один адрес не отозвался, как впоследствии выяснилось, его владелец уже давно им не пользуется. Со второго адреса пришел благожелательный ответ, с приглашением в ближайшее субботу - воскресенье приехать на полеты и познакомится. Так я обрел своего Инструктора. Им оказался Александр Панов, летать умеющий и любящий, а главное, взявший на себя ответственность за мою безопасность во время обучения. 
        Не было крыла. То есть крыло было, но я ему не подходил. Я был слишком толстый. Пробный полет я на нем сделал. Три дня я читал рекомендованную Инструктором литературу. Это был не парашют! На нем нельзя было прыгнуть откуда-нибудь, и, ничего не делая, со страхом, или надеждой ждать куда он тебя опустит. "Введение в параглайдинг" оказалось инструкцией для пилота летательного аппарата! Парапланом нужно было управлять, иначе полет заканчивался так же, как и у любой летающей техники, пилот которой уснул (потерял сознание, умер, вышел...) и бросил управление. Три дня! Я прочел все по четыре раза и все понял. Как я знаю теперь, примерно треть того, что я понял, я понял неправильно. Ночь я спал плохо, утром сказал жене, что отправляюсь с друзьями по делам. Не хотел, чтобы она волновалась дома одна. Брать ее с собой тоже не хотел, потому что трусил ужасно, а трястись от страха на глазах у любимой женщины... Ну ладно. 
         Если бы мне пришлось проходить предполетную медкомиссию, я бы ее не прошел. Сердце отчаянно колотилось, уши закладывало, в голове крутились предательские мысли о том, почему этого делать не надо... Но Инструктор нашел мое состояние вполне подходящим и после непродолжительного инструктажа я стоял на верху длинного склона и готовился к старту. Четвертая попытка оказалась удачной.  Синий Marlin26 почтенного возраста, с большим напряжением взял мой сто одиннадцати килограммовый вес, поднял его на высоту трех метров над склоном и выгрузил пятьюдесятью метрами ниже. Посадкой это назвать у меня не поворачивался язык, даже тогда. Я мало что запомнил из сумбурных ощущений первого полета. Осталось воспоминание о том, как захватило дух, когда склон ушел из-под моих ног и начал удалятся. От всех прочитанных инструкций осталась одна - "за стропы не хвататься!". По моему, когда нормального человека круто вздергивают в воздух - за что ни будь покрепче ухватиться - естественное желание. Но неверное! Ну это так, к слову. Когда выяснилось, что я сравнительно  в порядке, и даже практически цел, тогда инструктор и сказал мне об ЭТОМ. Я толстый. Нет он выдал свое заключение в деликатных выражениях, там звучало "крупный мужик" и "здоровый мужчина" ..., но сути дела это не меняло. Мне нужен был параплан. Свой. Под мой "толстый" вес. Свой параплан нужен, конечно, каждому пилоту, однако, на первых порах, что  ни будь обычно находится у друзей. Или у друзей друзей. В конце концов - у друзей инструктора. Мой случай не тот, я - толстый. Все это породило новые проблемы, но я уже попробовал его  - воздух полета. 
        И спасибо моей жене. Когда я приехал домой, усадил ее рядом, и сознался во всем - она меня удивила. И, кажется удивленный вид не проходил у меня несколько дней. Она обиделась, что я не сказал ей обо всем этом раньше. И - "ни грамма она бы обо мне не волновалась". И - "если уж другие летают, то ее замечательный муж будет летать лучше всех. Летать спокойно, уверенно и непринужденно, потому, что у него все так получается". Мужики! Цените своих подруг - они верят в нас больше, чем мы сами! А главное, я сам почувствовал гораздо большую уверенность. В смысле - "А что? Действительно, летают же! А я такой, я того ... ого-го! Вон у меня жена какая! Что я, хуже ... Да я !". Но это опять лирическое отступление.
        Так вот, нужен свой параплан. Во первых дорого, во вторых нету. Нет их в Ташкенте. Среди летающей ташкентской братии есть несколько иностранцев, и как выяснилось, многие наши пилоты заказывают парапланы им. Подержанные, но добротные крылья солидных фирм, не без остаточного ресурса и со справками о пригодности на ограниченный срок. От 250 долларов. До бесконечности. Это был мой вариант. Я уже почти заказал себе крыло, но случилось важное событие! Я - живое свидетельство того, что спонсора найти можно. Есть организации, которые много тратят на рекламу. Присмотритесь к рекламным щитам, это они! Каждый такой щит стоит не меньше ста долларов, а часто - гораздо больше! Если вы нашли организацию, у которой несколько таких щитов выходите на них! Совсем хорошо если там, в руководстве, или около него, найдутся "знакомые - родственников - ваших - знакомых". Это повышает шансы в пять раз. Плюс ухищрения, обнародовать которые я не решаюсь, но о которых любой может догадаться. При здравом размышлении. В общем, уважаемые спонсоры выделили мне малую толику из своих огромных средств финансирования рекламы, для приобретения Нового параплана! Интернет - интернет, что бы я без него делал, вся информация о снаряжении, производителях, дилерах, отзывы пилотов, результаты тестов - все оттуда! Выбрал я Блюз, фирмы ASA. Сегодня, когда я имею опыт полетов, достаточный для того, чтобы твердо знать, что мне нужно, скажу - если вы собираетесь летать исключительно для своего удовольствия, не стремитесь устанавливать рекорды и участвовать в соревнованиях, разница между "стандартом" и "перфомансом" - минимальна! Если погода есть - летают все. Если погоды нет - все планируют. Есть у нас пилоты, которые летают легко и свободно, как птицы, но они так летают на любых куполах. Единственное видимое моим, неопытным еще, взглядом отличие - это то, что перфомансы изрядно треплет в условиях, когда мой "стандарт" отзывается несильной раскачкой! Я, наверное никогда не уйду с этого крыла, оно доставляет мне массу радости, от полетов в свое удовольствие. Так вот - Блюз. И еще Хантер! И еще несколько моделей. Танго. Но он дороже остальных в этом классе. Ого! Крыло на пилота в сто десять килограмм стоит на двести долларов дороже, чем на пилота весом девяносто!  А ведь девяносто - это идеальный вес, для моего роста и возраста. Какое брать? За двести долларов пора перестать думать о том, что надо похудеть. Надо худеть. Буду заказывать на девяносто. Мне говорили - "люди на столько не худеют! Двадцать один килограмм! Семь трехлитровых баллонов жира!". Худеют. Три месяца, полтора килограмма в неделю. До сих пор женщины приходят консультироваться. Ерунда! Бросить курить, когда - то, было сложнее. Вес сто пять, заказываю параплан! Ближайший дилер - в Казахстане, Сергей Юнязов. Пилот, спортсмен, личность известная. Настойчиво рекомендует Танго. С учетом дороги, Танго выходит не дороже остальных вариантов - беру. Сергей, спасибо! Это мое крыло, оно любит, когда я с ним разговариваю на земле и в воздухе... Когда я говорю - "а теперь покруче вправо ...", то я уже ничего, кажется, не делаю - оно само...
        Вес девяносто! Учеба, учеба, учеба. Она давалась мне с максимальным трудом. Тренажи поднятия купола. Вверх , вниз, вверх, вниз. Я уже "достал" инструктора, он говорил - "давай полетим", а я: -"успею, пока не отработаю старт, дальше не пойдем". А потом отработка полетов по прямой. А потом повороты. Динамик. Обратный старт. Инструктор махнул рукой на свою методику, показывал и поправлял то, что я просил. Есть свои плюсы в индивидуальном обучении. А я тренировался по графику КУЛСПа. Все лето я хромал - жесткие посадки, плюс слабый голеностоп (сорок пять лет...), скакалка для укрепления..., купол валил меня как кеглю, возил меня по склону, камням и осыпям. Метр квадратный содранной шкуры оставил я на этих склонах. После второго занятия, на пикничке, куда с семьей выехал совсем не для полетов, я решил пролететь вдоль пологого склона, удивить родных и близких. Удивился сам. Помните, старый мультик "Лягушка - путешественница"? - "Лечу это я лечу...", родные, близкие, а также случайные свидетели кричат - "ура!", и тут порыв ветра за десять секунд выносит меня на высоту шестидесяти метров! Когда пришел в себя, первая мысль - ну и ладно, судьба, полетаю ... А садится то куда ?!! Справа какие то вышки слева ущелье и изрезанный рельеф, впереди поселок ... Сел на поселок, выбрав пустырь окруженный со всех сторон проводами и столбом посреди. Хоть он без проводов! Садился в повороте, на повышенной скорости и боком к ветру. Отбил левую стопу, суставная сумка повреждена, две недели лежал, месяц перерыва в тренировках. Инструктор, когда я ему описал ситуацию, с видимым уважением к такому идиотизму сказал - " знаю я эти места, там никто не летает ...". Так. Это я выучил - не летай там, где не летают другие, ты - новичок, твоя храбрость - от незнания. Сергей из Алматы дает советы по электронной почте. Я делаю такие глупости, у меня, кажется, все так плохо получается, что стыдно ему рассказывать. Первый настоящий полет. Высота 150 метров. Обалдеть! Неописуемое ощущение свободы, простора и свежего ветра! 
        Вдруг совершенно спокойно стал получаться обратный старт! Не так как учил инструктор. В "Лучших способах обратного старта" он описан под номером четыре - "старт Мистоса". Кстати неправильно, этот метод придумал главный пилот - инструктор Австралии - Митсос (а не Мистос), и он является стандартным для этого континента. Попробовал я его уже, наверное, от отчаянья. Обратный старт по общепринятой методике получался у меня в лучшем случае один раз из трех. А тут - раз и пошло. Как будто - всю жизнь ... Примерно тогда же, просматривая фотографии, которые я всегда просил делать мою жену (цифровик позволяет делать их десятками), я понял, что у меня неправильно отрегулированы клеванты! В увеличении видно, что правая в полностью отпущенном положении затягивает заднюю кромку, а в прямолинейном полете я держу левую руку явно ниже правой! Разница оказалась в пятнадцать сантиметров. Отпустил одну подтянул другую и случилось, ну почти чудо - задержка управления исчезла, параплан стал вертким и чутким, добавил скорости. 
        Тогда я и полюбил свой купол по настоящему. Он у меня надежный, послушный и дружелюбный, с примесью веселости. Однажды, когда на старте он начал вставать с перекосом, я вдруг, вслух сказал ему - "ты что?!, не так!", и он совершенно неожиданно для меня, и вроде без каких либо действий с моей стороны - взял и выправился. Так мы до сих пор и переговариваемся.
        Высота две с половиной тысячи метров. Земля - круглая! Это видно без всякого Галилея. Причем если стоять на горе такой высоты - этого не видно, окружающие хребты ломают горизонт и не дают понять эту истину. В детстве, каждый из нас летал во сне. Вспомните чувство полета в своих сновидениях, как вы смеялись в небе, легки и свободны В настоящем полете все также, только впечатления еще ярче и пронзительней. Пейзажи внизу смотрятся как изящные японские миниатюры, и движение, движение, правишь куда хочешь, куда интересно! Музыка ветра и строп..., ее не слышишь в небе, но когда вспоминаешь полет - она, неуловимая, звучит отголосками в сознании, и засыпая, улыбаешься, и уже почти во сне думаешь - в следующем полете я обращу на нее внимание и послушаю и запомню. Ускользающее и прекрасное ощущение - гармония полета.  
        Сегодня, когда обучение с инструктором окончено (самостоятельное обучение не окончится никогда!) весь путь, от "хочу" до "могу", видится совсем по другому. Теперь, когда ты поднимаешь крыло, то это так просто, как поднять руки. И уже кажется непонятным - почему это было так сложно в начале обучения. А придя на гору ты нюхаешь ветер и  говоришь - "сегодня - полетаем", вспоминая, как заглядывал в лицо Инструктору, мол - "ну как тут сегодня условия, полетаем?". И учился оказывается не так уж долго и трудно. Поднял записи - 5 - 7 занятий с Инструктором, и примерно столько же - самостоятельная отработка упражнений. 
        Я еще - "зеленый". Неопытный. Новичок. Но Пилот. Я - летаю, как птица, честное слово! И пусть полет мой не так изящен и красив, как у опытных пилотов, пусть пока что он подобен полету только - только вставшего на крыло неуклюжего птенца, я - умею летать! Спасибо вам - всем, кто помог мне подняться в воздух: - Александру Панову! Максаду Бауетдинову (Спасибо Макс!)! Сергею Юнязову! Отдельное и громадное спасибо Наталии, моей жене! Она переносила меня в минуты раздражения, выхаживала мои травмы, расправляла купол, чинила порванную одежду и ругала, когда я вел себя неправильно. И ни разу не спросила меня, зачем я трачу такие деньги, на бесполезное, с точки зрения семьи и общества занятие!

Александр Смолин. 2003 г.

www.paraclub.uz