Описание маршрута Бельдерсай - Чарвак.

Обычно глагол «заладилось» употребляют с приставкой «не», и в продолжение пишут «с самого начала». Но в этот день все было как раз таки наоборот. Быстрый старт, (именно с этого момента хочу начать свой рассказ), пару галсов вдоль склона, и сразу же набор высоты. Это был мой второй старт в термическую погоду, и в первый раз я набрал почти 200 метров над Кумбелем, чему был несказанно рад. На этот раз, закручивая в термике спираль, в душе, я рассчитывал на несколько большую высоту, но был бы удовлетворен, повторив прежний результат. К моему великому изумлению, с трех-четырех витков, я уже набрал около 300 м, и варик продолжал весело пищать. На высоте, примерно 500м, варик завизжал не своим голосом (вот тут-то я и получил свои + 6, как потом, по моему прибору, выяснил Рэм). Тянуло как никогда ранее, и еще с двух-трех витков я был уже чуть выше километра. Именно в этот момент я вспомнил слова наших опытных пилотов о том, что с 1 км можно пытаться лететь на Чарвак, и в душу закралась дерзкая мысль…. Набрав еще 250 м, я все-таки решил рискнуть, и тупо пошел по прямой. Сразу же началась потеря высоты и никаких термиков по пути. Дорогу, ведущую на Чарвак, я пересек значительно правее «крестика», и продолжал идти по прямой, когда, вдруг, снижение стало катастрофическим. Три раза варик (он установлен у меня на – 4) начинал издавать ненавистный для всех пилотов звук. Я понял, что льстил себе с самого начала, и что дойти даже до середины маршрута мне не удастся. Я растерял все огромное преимущество, заработанное на старте, и с тоской глядел на купол Рэма, который был уже на недосягаемой для меня высоте, хотя маршрут начинали, примерно, с одинаковых позиций. Искренне покаявшись, я развернулся, и смиренно направился на всеми любимый «крестик». Не тут-то было…. Выясняется, что пробиться обратно я просто не могу. Ветер, сильный ветер, дул от Бельдика, в сторону Чарвака!!! (Почему так, я не знаю до сих пор) Я выжал аксель - результат очень слабый, а снижение продолжается…. Развернувшись обратно, принимаю решение идти над дорогой и искать место для посадки. Горизонтальная скорость сразу увеличилась, и впереди замаячил гостиничный комплекс «Чимган», со всеми прилегающими к нему коттеджами и постройками. Я присмотрел в том районе большую бетонную площадку, расположенную с правой стороны от дороги, и, вроде бы, чистую от столбов электропередачи. Над ней я зашел с высотой 200м и начал делать галсы, собираясь стравить высоту и сесть. И, почти тут же, под правое крыло, с небольшим интервалом, два раза настойчиво постучали. (Видимо, когда делал галс, я два раза пересек этот слабый поток) Мгновенно сработало, что если даже сделаю неудачные две-три спирали, то всего лишь сброшу ненужную мне высоту, что мне и надо было. Я опрокинулся на правую сторону всем телом, переложил также ноги, довольно сильно подтянул клеванты, причем правую не намного сильнее, чем левую, и, о чудо! варик пискнул. (Насчет того, что клеванты подтянул примерно одинаково, опять таки вспомнив слова «старой гвардии» о плоской спирали. Клянусь, это сработало!) И вот тут началась борьба, в которой без варика, по крайней мере, мне, делать абсолютно нечего. Подъем был не больше + 0,5 моментами ниже, но все-таки в плюсе. Хуже всего, что в этот момент нахлынула сильная усталость. Видимо, я уже настроился на посадку, и психологически расслабился, к тому же меня вымотал предстартовый подъем на Кумбель, пешком, со всем снаряжением. Даже не знаю, зачем я стал обрабатывать этот поток, просто какая-то злость спортивная, и не более того. Надежды продолжить маршрут не было и в помине. А зря….
Я положил голову набок, чтобы хоть как-то отдохнуть, прикрыл глаза, и только слышал, как варик еле-еле попискивает. Не знаю откуда, в голове слышится песня: «И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди, и Ле-ни---н.…Тьфу, что за фигня, какой Ленин, Октябрь, куда меня понесло? Открываю глаза, пытаюсь сосредоточиться. Все это происходит за секунды, но песня уже не покидает меня. С революционным настроем я продолжаю крутить и, где-то на десятом витке, дела пошли веселее. Я боялся шелохнуться, старался ничего не менять, лишь бы варик не замолчал. Руки, плечи, ноги, все сильно затекло, зато подъем стал гораздо сильнее, хотя и не более 1,5-2,2. В итоге я выкрутил свыше двадцати спиралей, опять вышел в плюсы от точки старта, и уже просто не хватило сил продолжать. Я, наконец, принял ровное положение, расслабил руки, ноги и задумался, что с этой высотой теперь делать. Пока я выкручивал, меня здорово снесло к горам, в сторону Б. Чимгана, к тому же, я видел до этого, что Рэм тоже предпочитает идти вдоль горной гряды ведущей от Бельдика к Чимгану. Я устремился к плечу, которое соединяет М. Чимган с Б. Чимганом, с небольшим снижением дошел до него, и был вознагражден сполна. Я попал в термический рай. Там поднимало везде, причем не меньше, чем + 2-4. Позже Рэм и Глебыч сказали мне, что там поднимает всегда, и, если это действительно так, то это место в прямом смысле «спасательный круг» для «утопающего» пилота. Довольно легко выбрал до уровня Б.Чимгана, и можно было крутить и крутить, сколько угодно ненасытной душе пилота. Я просто устал, во рту все пересохло, и хотелось скорее оказаться на земле. Рэм, в рассказе о своем маршруте, как-то писал: «Чарвак - как на ладони», и это - реально так. Больше всего меня впечатлила тишина, такого я не «слышал» никогда. Я смотрю на «Пирамиды», потом в сторону нашей стартовой площадки и не вижу ни одного параплана, только по воде точки плавают, видимо катера и скутеры. Потом задумываюсь: в той стороне ничего подобное не плавает, и осознаю, что это и есть вся наша летная братия, парящая на фоне воды. Устремляюсь к своим, и, через какое-то время, благополучно совершаю посадку. Было очень приятно принимать искренние поздравления от всех, от жены особенно (она так болела за меня). Если подвести итог, то я твердо усвоил, что для удачного маршрута, в первую очередь, должны сложиться благоприятные погодные условия. (по крайней мере, для пилота моего уровня) Вывод такой я делаю потому, что в первый мой старт, как я ни старался, выше 200 м. над стартом я не поднялся, и Рэм в тот день выше 600м не набрал. А в этот раз, с ходу 1250м и можно было еще. Жаль, Олег провалился, было бы здорово дойти до Чарвака троим пилотам. Себе в заслугу могу занести только мою борьбу над комплексом «Чимган». Там я действительно боролся, боролся упорно, выскребал по крупицам и, в итоге, одолел. Но возникает вопрос – куда и зачем я «раздал» такую фору на старте. Нужно ли было создавать себе такие проблемы, чтобы потом с трудом вылезать из них. Все хорошо, что хорошо продолжается.


Сагатов Рустам. 6 августа 2007 года.