Использование радиоуправляемых авиамоделей в парапланеризме.

Ташкент. Чимган. Бричмулла. Знакомые названия? Полеты парапланов в нашем регионе походят в условиях горной местности, и если в облетанных местах мы довольно ясно представляем себе воздушную обстановку, то облет новых дислокаций, предполагает повышенный риск и, конечно, определенные трудности. Изрезанный рельеф, высокие температурные контрасты, ограниченные посадочные площадки… В общем все это хорошо известно пилотам, летающим в горах. «Если бы человек не был от природы ленив, он никогда бы не изобрел ни рычага, ни колеса…» - не помню, кто из великих это сказал, но сказано хорошо. Я – ленив. От природы, очевидно. Поэтому обратился к мировому опыту преодоления аналогичных, или, по крайней мере, похожих трудностей. Интернет, как всегда.

В одном из парапланерных журналов промелькнула статья о попытках французских пилотов использовать ручных соколов для поиска восходящих потоков. Результаты этих попыток не опубликованы, так что, видимо, ничего путного не получилось, но статья навела на мысль использовать нечто подобное в более широком смысле – не только для поиска термиков, но и для разведки воздушной обстановки вообще. Причем изначально понятно, что если восходящий поток сокол, с удовольствием будет искать сам, то заставить его искать турбулентности и нисходняки мягко говоря - проблематично. И не нужно.

Сразу возникла идея использовать радиоуправляемые модели самолетов. Плюсы совершенно очевидны – полная управляемость, невысокая (по сравнению с соколом) стоимость и простота содержания «механической птицы», с лихвой перекрывала один, правда существенный недостаток – нужно было научиться управлению моделями. После некоторой беготни по друзьям, знакомым, и малознакомым заинтересованным лицам, а также благодаря счастливому стечению обстоятельств, появилась возможность опробовать в деле несколько моделей. Как оказалось понятие «радиоуправляемая авиамодель» весьма расплывчато. Для наших целей предположительно подходили такие варианты – радиоуправляемый планер без мотора, радиоуправляемый планер с мотором, радиоуправляемый самолет. Причем имеются несколько разновидностей этих вариантов – мотор бензиновый или электрический, размах крыла – от 50 сантиметров до трех метров, возможности управления – от «дубовых» двухканальных моделей с дискретным управлением, до шестиканалок пропорционального управления, способных выполнять полный комплекс фигур высшего пилотажа.

Результаты наших экспериментов позволили выработать практически однозначные рекомендации, которые я и хочу довести до широкой парапланерной общественности.

Первое, и самое главное – облет новых летных мест с помощью радиоуправляемых моделей весьма эффективен, и значительно облегчает жизнь пилотам, для которых достижение максимального уровня адреналина в крови не является самоцелью. Когда радиоуправляемую модель турбулентность крутанула в воздухе и перевернула на спину, где-то внутри моего организма родилось чувство теплой благодарности к этому самолетику. Я его потом починил. Часа за три. Он даже в гипсе не ходил.

Второе – что НЕ надо использовать . Использование предельно дешевых радиоуправляемых моделей с дискретным управлением – бессмысленно. Их очень трудно заставить лететь туда, куда нужно, не разбить в течении первых же пяти минут полета, не потерять из виду на расстоянии уже 50-80 метров из-за малых размеров. К тому же управление получается настолько грубым, что отнимает все внимание оператора, а определить, откуда эти дикие метания и горки, практически невозможно. То ли это турбулентность такая, то ли это такой «штатный» полет…

Не надо использовать сложные и хрупкие спортивные модели. Их очень интересно запускать. Они изумительно летают. Их многоканальное управление, после продолжительной учебы позволяет творить чудеса. Некоторые наши пилоты, после всех этих экспериментов приобрели себе такие, но – для души. Воздушная разведка, вблизи склонов и скал быстро превратит такой аппарат в груду неремонтопригодного хлама.

Бензиновый двигатель годен ограничено. Мотор нужен электрический. Не обязательно, но желательно. По простой причине – его можно остановить в полете, а когда нужно – запустить снова.

Колеса. Не нужны. Точнее вредны, они рассчитаны только на асфальт, или что – то похожее. Брюхо самолета должно быть прочное, гладкое и позволять штатную посадку на него.

Третье – что нужно? - нужен планер . С мотором, который с одной стороны позволяет без проблем вывести планер в интересующий район, с другой стороны – позволяет мотор выключить, и с интересом наблюдать, как он ведет себя в свободном (парапланерном) полете, наматывая на ус полезную информацию. Восходящие потоки, турбулентности, нисходняки – все это совершенно отчетливо видно, всем присутствующим, а особенно тому, кто управляет. Он то, точно знает – этот заброс на десять метров вверх – термик, а не результат его управляющих воздействий. Широко распространенные модели самолетов (не планеров с мотором, а именно самолетов) плохо планируют с выключенным мотором и имеют слишком высокую скорость. Используйте планер – электролет. Аэродинамическое качество учебных моделей таких электролетов, по ощущениям, весьма близко к качеству парапланов, примерно на уровне перфоманс, что позволяет парить в динамике, искать и обрабатывать дежурные термики, в общем строить модель будущих полетов на параплане, и модель весьма близкую к реальному полету.

Да простят мне братья - парапланеристы, но, по сравнению с продвинутыми авиамоделями, параплан имеет очень примитивное управление. Для того, чтобы модель вела себя в воздухе так, как потом будет вести себя параплан, нужно использовать простое и доступное, двухканальное пропорциональное радиоуправление. Один канал – управление скоростью вращения винта, от нуля до максимума, и плавно. Второй канал – управление рулем направления, пропорциональное повороту ручки. Большой плюс такого управления еще и в том, что его очень просто освоить, потренировавшись буквально десять минут, вы будете чувствовать себя ассом. Размах крыла делу не мешает, но особенно и не нужен. Планер должен быть крупным и ярким, иначе на дальних дистанциях его будет плохо видно, и им будет трудно управлять. С другой стороны трехсотметровый радиус действия радиоаппаратуры делает бессмысленным дальнейшее увеличение размеров самолета. Аккумулятора обычно хватает на 20 минут моторного полета. Выключая его в условиях термического или динамического подъема держать планер в воздухе можно очень и очень долго.

Учитывая, для каких целей, и в каких условиях используется электролет – он должен быть очень прочным и ремонтопригодным, что тоже совпадает с требованиями к учебным моделям.

Из всего вышеперечисленного, следует, проверенное нами на практике конкретное техническое решение –

Сухой остаток – модель FireBird . Фирма Ripmax www.ripmax.com .

Прочный пластиковый корпус выдержал обучение, как минимум пяти операторов. Как правило ремонт корпуса сводился к выдавливанию наружу вмятин. Пластмасса – что-то вроде полиэтилена, плотная, но гибкая. Сваливали его в штопор с различных высот, отлетевшие при ударе части собирали иногда в радиусе десятка метров. Хорошая машина. Колеса отстегиваются и предназначены только для асфальта. Впрочем штатной является и посадка на асфальт без колес. Крыло – высоко, при посадках, поэтому, не травмируется. К корпусу пристегивается резинками (например - от денег, что важно. При аварии с отлетанием крыла от удара, их найти, как правило, не удается). Изготовлено из плотного пенопласта, обтянутого липкой пленкой. У нас – все уже во вставках, на месте вырванных кусков. Пленку с успехом заменяет скотч. И - настоящая находка! Винт! Толкающий и сверху! То есть – полностью защищен. Ни разу не ломался! (Тьфу – тьфу, чтоб не сглазить) Любой моделист – не поверит. Как и на парамоторе, винт, самая расходная деталь.

Вариант этот безусловно не единственный, у многих производителей имеются аналогичные модели, возможно более привлекательные по цене, или своим характеристикам. Для ориентировки: Fire Bird , в полном комплекте - с радиоуправлением, аккумулятором и зарядным устройством, в Ташкенте стоит 130$.

К немалой радости лиц не летающих, но сопровождающих нас на полеты, брать с собой радиоуправляемую модель стало уже правилом. Надеюсь, что этот опыт позволит вам летать лучше, больше и безопаснее.

 

Александр Смолин (Ташкент).

2 марта 2004г.

www.paraclub.uz