Влияние подвески на параметры полета.

Практически у всех новичков складывается впечатление, что подвеска, в парапланеризме, дело третье, и существенного значения на полет не оказывает. Ко мне осознание того, что подвеска влияет на полет параплана очень сильно пришло только на третий год полетов.
Я летал на трех типах подвесок много долго и в разных условиях (поскольку они были мои), и на четырех - пяти типах подвесок (принадлежащих моим друзьям) от часу до нескольких часов. Осталось четкое впечатление, что параплан ведет себя с разными подвесками по разному, но ощущение того, насколько изменяются характеристики полета, оставалось только на субъективном уровне. В конце концов, по сумме ощущений, для себя, окончательный выбор был сделан в пользу спортивной подвески Hardyhood от украинской фирмы Near Birds. Всем хороша подвеска, но, как и все спортивные подвески - тяжелая. Семь с половиной килограмм (не рекорд, конечно, есть и потяжелее подвесочки). А иногда приходится тащить ее на себе очень высоко. У нас есть старты забираться на которые приходится ножками по получасу, и более. Или бивак - полеты. В общем решил приобрести дополнительно легкую горную подвеску для таких случаев. Выбор - SOL Paraglider Mountain с отстегивающимся эйрбэгом и возможностью вместо него пристегнуть Муссбэг. Так как впечатления от полетов оказались неожиданно очень разные, было решено произвести измерения. Таким образом, не претендуя на полноту и охват всего диапазона вариантов, а также не считая себя истиной в последней инстанции, публикую результаты:

Тестировались в течении четырех летных дней, три подвески:

1. Mountain Airbag от фирмы SOL Paragliders (вес 3.6 кг, полетный вес 102кг.)
2. Mountain от фирмы SOL Paragliders с муссбэгом 24 см. (вес 4.7 кг полетный вес 103кг.)
3. Спортивная Hardyhood от фирмы Near Birds (вес 7,5 кг, полетный вес 108кг.)

Крыло во всех случаях использовалось SOL Synergy2 L вилка 90-110, а вот загрузка изменялась не только за счет подвески. Дело в том, что задача была поставлена практическая - выяснить, как будет летать крыло в облегченном варианте - при подъеме в гору пешком. Поэтому во втором и третьем варианте использовался легкий комбинезон, более легкие ботинки и т.д.
Измерения проводились при полете в широком (около 100 м), ровном динамике, примерно в одинаковую погоду. Полет осуществлялся примерно в 30-50 метрах от склона, для минимизации возмущений от рельефа, на высоте 110-120 метров от поверхности. Измерения проводились с помощью GPS, при видимости не менее 6 спутников. В каждом из трех вариантов осуществлялось 4-5 пролетов в обе стороны, скорость замерялась на одном и том же мерном участке. Результаты, естественно, усреднялись.

Результаты замеров по 1 варианту:

Скорость балансировочная - 36 км. в час
Скорость на выжатом акселе - 43км. в час

Да уж, эйрбэг нехилое дает сопротивление. Прирост скорости на акселе 7 км/ч.

Результаты замеров по 2 варианту:

Скорость балансировочная - 38 км. в час
Скорость на выжатом акселе - 51 км. в час

Уже лучше! Прирост скорости на акселе 13 км/ч.

Результаты замеров по 3 варианту:

Скорость балансировочная - 40км. в час
Скорость на выжатом акселе - 55км. в час

Ого, подвесочка! И прирост скорости на акселе 15км/ч. Правда выпаривает при этом заметно хуже, чем по первому варианту - все таки 6 кг разницы...

Учитывая заявленные производителем скрости 39 и 54км/ч соответственно, результаты для меня оказались неожиданными.
Замеры вертикальной скорости не производились, но при слабых условиях Synergy2, загруженый по первому варианту держался в динамике выше, чем Дискавери2. При загрузке по третьему варианту - ниже.
В сильных условиях, при ветре свыше 7-8 метров в секунду Synergy2 держится в динамике выше, чем Дискавери2 при любом варианте загрузки.

По результатам сделал для себя выводы:

1. В соплях, для слета с гор, в условиях слабого ветра лучше использовать легое снаряжение с эйрбэгом. И тащить легче и выпаривать будешь выше, за счет меньшей загрузки крыла.

2. В сильных условиях - тяжелая спортивная подвеска - парючесть не играет большой роли, а запас скорости значительно выше, на переходах теряешь меньше.

3. В условиях слабых, но с прогнозом на усиление - компромиссный 2 вариант. Ташить легче, парючесть очень неплохая за счет малой загрузки, в скоростных характеристиках теряешь меньше, чем по первому варианту.

А. Смолин

2006г.

www.paraclub.uz