ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ПРОГРАММЫ "БОДРОЕ УТРО" 10 ноября 2009г.

Александр Юрьевич Смолин
Пилот – парапланерист, один из организаторов самодеятельного парапланерного клуба, администратор ташкентского летного сайта www.paraclub.uz

Сверхлегкая авиация в Узбекистане представлена двумя классами летательных аппаратов – дельтапланы и парапланы. Дельтапланы летают в наших горах начиная с 1995 года, имеют богатые традиции проведения сборов и соревнований и поэтому достаточно знакомы жителям республики. Парапланы появились сравнительно недавно, первые опыты по слету на парашютах с гор предприняли французские спортсмены во второй половине 80 годов, первые парапланы на територрии Узбекистана замечены в начале 90-х. Первым пилотом активно летающем на параплане в наших краях, стал, пожалуй , сотрудник спасательной службы Бельдерсая Григорий Требисовский, впервые поднявший крыло в 1991 году.
До сих пор очень немногие люди правильно представляют себе что такое параплан. Наиболее распостраненные ответы на этот вопрос – «ну… это такой парашют, управляемый» или – «ну… это такой типа дельтаплана аппарат». На самом деле параплан имеет весьма отдаленное родство с дельтапланом и только некоторое визуальное сходство с парашютом, от которого он, впрочем, произошел. Параплан – летательный аппарат, а точнее – планер с мягким крылом аэродинамического профиля, которое надувается набегающим потоком воздуха и имеет довольно высокое внутреннее давление. В отличие от парашюта он предназначен не для спуска с верху вниз, а именно для полета – вверх от точки старта. И это – совершенно фантастическое зрелище со стороны, и непередаваемо эмоциональные, прекрасные ощущения для пилота, когда на фоне волшебных пейзажей, под возникающий свист ветра в стропах, зеленый склон начинает плавно удалятся вниз, под ноги пилота, а панорамы гор, рек и чарвакского озера разворачиваются в подернутые дымкой дали.
Вся прелесть и основное отличие параплана от других летательных аппаратов заключается в том, что на сегодняшний день, это самый легкий, простой и безопасный способ летать. Причем летать легко и свободно, как птица, без шумных моторов и сложных технических приспособлений. На земле комплект парапланерного снаряжения представляет собой небольшой рюкзак, который легко можно взять с собой в машину, электричку, автобус или самолет. Когда вы придете на подходящий для старта склон, этот горб за вашей спиной будет расправлен в крылья за несколько минут, и – летите.
К сожалению, в легкости и доступности полета на параплане кроется и главная его опасность: со стороны полет кажется настолько простым и естественным, что люди не осознают необходимости учится! К нам на полетах часто подходят молодые ребята с просьбой «дать покататься» и и на вопрос «а вы умеете?» следует искреннее недоумение – « а что тут уметь?». Не следует забывать – пилотирование параплана, как и любого другого летательного аппарата невозможно без тщательной подготовки, обучения и тренировок. И даже после этого остается опасным занятием, требующем сосредоточенности, внутренней собранности и опыта. В настоящее время научится летать на параплане в Ташкенте можно только у других пилотов – парапланеристов. Большим опытом в обучении новичков обладают члены нашего клуба Юра Узбеков и Фарход Закиров. Как приобщится к полетам на параплане подробно рассказывается на нашем сайте WWW.aero.hotbox.ru – посетите его, пообщайтесь в форуме, а лучше – приезжайте в субботу воскресенье к нам на старт, поговорите с пилотами, покатайтесь пассажиром в тандеме,просто посмотрите.
Урочища Чимгана и Бельдерсая, зона Чарвакского водохранилища – красивейшие места, уникальные своими условиями для свободного полета, практически в любое время года. Очень немного на Земле мест, где в девяти случаях из десяти можно придти на старт, оглядется по сторонам и – летать. Большинство пилотов в мире приходится тратить много сил, средств и времени для выезда в летные места и они могут такому только позавидовать.
Парапланеризм – неоднородное занятие. Внутри него имеются определенные направления, которые выбирают для себя пилоты в соответствии со своими предпочтениями. В нашей стране наиболее распространены три «пилоты выходного дня», для которых полет на параплане – это просто полет. Средство отдыха от любимой работы, эмоциональная зарядки и физкультура. Другое направление – параальпинизм, в котором основное – походы по горам, а параплан используется для получения дополнительного удовольствия и как удобное средство спуска с гор. Большой объем мероприятий в этом плане проводит ташкентская туристическая фирма «Памирская экспедиция», уже два года, по руководством пилота-инструктора Юрия Узбекова, организующая выезды на сборы к пику Ленина. И наконец третье направление представляют наша гордость - наши спортсмены. Хотя парапланеризм в Узбекистане только – только зародился, и находится в самом начале своего развития, хотя число активно летающих пилотов составляет 2-3 десятка человек, у нас образовалась группа спортсменов, которые уже несколько раз принимали участие на соревнованиях FAI – кубке Центральной Азии и хотя успехи пока довольно скромные, но в десятку лучших мы уже входили. Наиболее известные наши спортсмены -Джемилев Рустем, Закиров Фарход, Артем Пупков и другие. В последнее время в парапланеризм пришло много новых молодых лиц, которые много и с увлечением летают, учатся, набирают опыт и очень интересны в плане перспективы развития спорта. Постепенно из неформального объединения парапланеристов наше сообщество принимает организованную форму. Под эгидой «Ватанпавар» получены летные лицензии FAI, Фарход Закиров планирует в ближайшее время открыть учебный центр. Он занимается подготовкой документов для участия в соревнованиях, активно участвует в учебных сборах и семинарах, общественных работах по благоустройству территории.
Наша территория на Чарвакском водохранилище, с давних времен представляла собой довольно заброшенный угол, и только в последнее время стала преобразовываться в настоящий, оборудованный пара-дельтадром. В прошлом году эта территория была приватизирована фирмой «Самаркандские авиалинии», с целевым назначением – развивать сверхлегкую авиацию в Узбекистане. К радости летающего народа, фирма вкладывает значительные средства в приведении территории в порядок, при участии пилотов пара и дельтапланеристов расчищена и выровнена стартовая позиция, снесены мешающие полетам препятствия, построена взлетно – посадочная полоса для мотодельапланов, начато озеленение. В планах «Самаркандских авиалиний» - всячески поддерживать авиационные виды спорта в Узбекистане, в первую очередь – создать современную базу на Чарваке, обеспечить пилотов помещениями, поддержкой и соответствующей инфраструктурой, привлечь к посещению наших мест иностранных парапланеристов, решать, с помощью сверхлегкой авиации многие народно – хозяйственные задачи. Как ни странно, параплан и дельтаплан во многих странах применяется в самых практических целях – облет и наблюдение территорий лесниками и пожарными. Во Франции мотопараплан давно взят на вооружение дорожной инспекцией. В холодной Сибире охотники промысловики - основные покупатели мотопарапланов. На Украине до 30% сельхозугодий опыляются с дельтапланов, это ведь экономически очень выгодно, рентабельность такой обработки в пять раз выше чем при использовании сельхозавиации.
И все-же главное назначение параплана – дать людям ни с чем не сравнимую радость полета наяву, как в детских снах, почувствовать эту свободу, ветер и солнце на лице, и влажное прикосновение облака, и по новому взглянуть на мир и свое место в нем, и что-то понять и захотеть что-то улучшить в этом мире…